Секреты выбора профессии

Секреты выбора профессии

 

Выбирая профессию, не все и не всегда принимают верное решение с первого раза. Некоторым везет, и они остаются в своей профессии на годы. А кто-то много лет находится в поиске и никак не может определиться. Попробуем разобраться, в чем же секрет «везунчиков».

Вопрос «кем стать» появляется в нашей жизни и жизни наших детей очень рано. Буквально с детского сада ребята сами или под влиянием взрослых задумываются о своей будущей профессии. Среди них есть «счастливчики» – те, кто с самого раннего детства уже знают, кем хотят быть. Но таких ребят, конечно же, немного. Да и неизвестно, будет ли правильным их выбор, сделанный в столь раннем возрасте.

Как правило, если ребенок с первых классов школы заявляет, что он знает, кем будет, и выбор его не меняется со временем, это свидетельствует о том, что выбор за него сделали родители или другие взрослые, имеющие сильное влияние на ребенка. Не обязательно это плохо, но это точно не залог успешного профессионального самоопределения в будущем.

Для правильного выбора подходящей профессии в идеале необходимо, чтобы человек хорошо понимал свои особенности, черты характера и интересы. Естественно, что уровень самопознания у ученика младшей школы гораздо ниже, чем, например, у старшеклассника. Но, к сожалению, даже выпускники школ часто плохо осознают свои особенности, не говоря уже о понимании сути разных профессий и особенностей рынка труда.

Отсюда следует первый и самый главный секрет успешного выбора профессии: узнавайте, как можно больше о себе. Не важно, сколько вам лет. Личность человека очень пластична, мы меняемся, получаем новый опыт, знакомимся с тем, что не знали ранее, поэтому всегда есть возможность и пространство для новых открытий.

Школьникам же особенно важно научиться понимать себя и правильно оценивать свои возможности. Ребенок, который понимает особенности своего характера и может предсказать реакции на разные события в жизни, лучше адаптируется в школе, в новом коллективе, испытывает меньше тревоги и менее подвержен иррациональным страхам.

Чтобы способствовать развитию адекватной самооценки, родителям необходимо направлять ребенка, обращать его внимание на видимые эмоциональные реакции, говорить о его характере и эмоциональных особенностях. Но важно в таком разговоре избегать навешивания ярлыков, особенно в отношении негативных проявлений характера, например, «ты грубый» или «ты слишком нервно на все реагируешь». Обсуждая такие черты, стоит мягче формулировать высказывания, чтобы не вызывать у ребенка сопротивления и чувства вины. Кроме того, о каком бы качестве или эмоциональном проявлении ребенка вы не говорили, спросите у него, согласен ли он с вашим мнением, подискутируйте на эту тему, позвольте ребенку самому сформулировать, как он понимает ту или иную свою черту.

Из подобных обсуждений вырастает еще один важный навык для успешного выбора профессии (и не только) в будущем. Это умение самостоятельно делать выбор, отделять возможное от нереального, недостижимого на данный момент и т.д. Имея возможность в разговоре с родителем согласиться или не согласиться относительно наличия тех или иных своих особенностей характера, ребенок учится не только понимать себя, но и осознанно делать выбор, принимая или отвергая предположения взрослого. Не обязательно требовать от ребенка развернутой аргументации, почему он не согласен с вами. На первых порах это может быть трудно для него и вызовет желание прекратить разговор. Постепенно ребенок сам будет охотно пояснять свою точку зрения, но сначала он должен почувствовать реальную возможность выбора.

То же самое относится не только к разговору о личностных особенностях, но и к вопросу выбора кружков и дополнительного образования. Очень часто взрослые сами составляют план и расписание занятий, мнение ребенка при этом учитывается только формально. Дети это отлично чувствуют и, понимая, что от них мало что зависит, привыкают полностью полагаться на мнение взрослых. В дальнейшем родителям приходится также выбирать ребенку профессию и вуз, а, иногда даже рабочее место. С одной стороны, такое положение дел – не катастрофа, ведь ребенок пристроен, имеет образование и получает зарплату. Но с другой, можно ли говорить об истинной самореализации, когда все важнейшие этапы выбора были сделаны за человека другими? Будет ли такой человек по-настоящему счастлив, и каково ему будет, когда вдруг он осознает, что хотел на самом деле совсем другого, но время упущено и, главное, навыков для самостоятельного построения жизни у него до сих пор не сформировалось.

Чтобы избежать такой ситуации в будущем, важно уже на этапе выбора увлечений и внешкольных занятий привлекать ребенка к планированию и распределению его времени. Да, конечно, чтобы иметь возможность выбирать в будущем, лучше попробовать максимум различных занятий и выбрать, те, которые по душе. Когда увлечений у ребенка много, то ему необходимо составлять расписание, выбирать наиболее интересное занятие, если вдруг, несколько кружков накладываются друг на друга по времени. Если же ребенку ничего не интересно, а вы хотите, все же, чтобы он занимался чем-то вне школы, обозначьте дни недели и количество часов, которые вы хотите, чтобы он заполнил, а выбор занятий оставьте за ним. Пусть учится принимать решения.

Ситуация выбора, в том числе и профессии, неизбежно предполагает принятие на себя ответственности за свои действия. То есть, каждый раз принимая решение, мы учимся быть ответственными за все, что происходит с нами. Согласно психологическим исследованиям, наиболее счастливыми и удовлетворенными жизнью были те люди, которые осознавали степень своего влияния на происходящее с ними и понимали, что они могут изменить в каждой конкретной ситуации. Таким образом, приучая своих детей, да и самих себя принимать осознанные решения в каждый момент жизни мы создаем предпосылки для счастливой и успешной профессиональной самореализации – нашей и наших детей.

Именно в этом и заключается основной секрет отличия тех, кто удовлетворен своим профессиональным выбором. Человек, хорошо понимающий себя, свои желания, особенности и потребности и умеющий делать осознанный выбор, с большей степенью вероятности будет доволен своей профессией и жизнью в целом. Даже если ему придется в какой-то момент изменить направление профессионального развития, он без особого труда сможет пройти ситуацию выбора профессии заново. Навык осознанного принятия решений, также, как и понимание себя не пропадает со временем, он может только развиваться и распространяться на все большие сферы жизни, принося исключительно положительные результаты в виде интереса к деятельности и удовольствия от неё.

Профессия – это не только работа. Это отчасти образ жизни, и от того, насколько правильно человек выберет профессию, зависит во многом его благополучие и удовлетворенность своим существованием. Если относится к выбору профессии, как и к любой другой ситуации принятия решения, осознанно, имея достаточно информации о себе и своих потребностях, вероятность ошибки будет минимальна, а выработанный навык ответственного выбора не позволит растеряться даже в сложных жизненных условиях.