План мероприятий по профориентационной работе

План мероприятий по профориентационной работе

Цель

оказание профориентационной поддержки учащимся образовательной организации в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. сформировать положительное отношение к труду;
  2. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  3. научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  4. научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности;
  5. выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально- экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной школе.

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
  • Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
  • Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы:

  1. профориентационные уроки;
  2. экскурсии;
  3. классные часы по профориентации;
  4. встречи со специалистами;
  5. профессиографические исследования;
  6. родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  1. участие в предметных олимпиадах;
  2. участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
  3. анкетирование и тестирование старшеклассников;
  4. профориентационные опросники;
  5. профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  1. экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
  2. посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
  3. посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
  4. расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Примерная тематика классных часов

1-4 классы.

1

Мир моих интересов

2

Профессии наших родителей.

3

Путь в профессию начинается в школе.

4

Моя мечта о будущей профессии.

5

Труд на радость себе и людям.

 

5-8 классы.

1

Мир профессий. Человек и техника.

2

Мир профессий. Человек на производстве.

3

Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране.

4

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.

5

Мир профессий. На страже закона.

6

Мир профессий. Библиотекарь.

7

Мир профессий. Зеленое богатство.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт.

9

Путешествие от А до Я.

 

9 класс.

1

Моя будущая профессия.

2

Как связаны между собой профессии

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Они учились в нашей школе.

7

Выпускники школы-учителя.

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Труд-всему основа.

11

Дороги, которые мы выбираем

 

Приложение № 2 к приказу №427 от 22.06.2018 года

Положение о деятельности профконсультанта

Общие положения

Настоящее Положение о деятельности профконсультанта в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы и основные направления деятельности профконсультанта.

Профконсультант - педагогический работник образовательной организации, обеспечивающий организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающимся за счет координации деятельности педагогических работников, представителей родительской общественности, работодателей; осуществляющий взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственными организациями, ответственных за профориентационную работу, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности (далее - субъекты профориентации).

Профконсультант руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральными государственными образовательными стандартами профессионального, основного общего и среднего (полного) общего образования, постановлением Минтруда России от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», положением о профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области, положением о Центре профориентации , Уставом образовательного учреждения.

Цели и задачи деятельности профконсультанта

Цель деятельности профконсультанта – содействие своевременному и осознанному выбору обучающимися профессии, профессиональной образовательной организации, иных форм профессиональной подготовки, а также их трудоустройству и социально- профессиональной адаптации.

Задачи деятельности профконсультанта:

  • обеспечение прав и социальных гарантий, обучающихся в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации обучающихся в условиях рыночных отношений;
  • создание условий для обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через систему работы педагогических работников, сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями (законными представителями);
  • развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего профессионального образования и ориентации в мире профессий, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • профессиональное воспитание, формирование культуры профессионального самоопределения обучающихся;
  • содействие успешной профессиональной, производственной и социальной адаптации обучающихся.
  • содействие непрерывному профессиональному росту как важнейшего условия удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала обучающихся;
  • оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящихся в социально опасном положении.

Принципы деятельности профконсультанта

  • Принцип гуманизации профориентационной работы может рассматриваться как ее ориентация на личностную направленность обучающегося, процесс и результат развития и самоутверждения личности, средство ее социальной защиты и устойчивости.
  • Принцип комплексности, означающий интеграцию различных специалистов в решении задач сопровождения: кураторов (классных руководителей), преподавателей (учителей-предметников), педагога-психолога, социального педагога.
  • Принцип доступности и равных возможностей получения профориентационных услуг, профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства, независимо от возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения.
  • Принцип непрерывности выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех этапах обучения. Реализуется путем целенаправленного формирования установки на самообразование и самосовершенствование через всю жизнь, которое развивается в неразрывном единстве с профессиональной деятельностью: «школа– колледж/техникум – предприятие».
  • Принцип активности, предполагающий активную позицию обучающегося в реализации потребности саморазвития и самопознания, готовности непрерывно изменяться как личностно, так и профессионально, не требуя при этом изменения от других. Субъекты системы сопровождения при реализации данного принципа, с одной стороны, прививают умение обучающимся решать проблемы самостоятельно, с другой, создают условия для реализации способности к саморазвитию.
  • Принцип компетентности означает, что профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
  • Принцип конфиденциальности означает, что информация, полученная профконсультантом в процессе работы с обучающимся и их родителями (законными представителями), не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
  • Принцип лояльности означает, что профконсультант уважает личность обучающегося и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы обучающегося, даже не соответствующие интересам профконсультанта, являются приоритетными. В общении с любым обучающимся профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.
  • Принцип добровольности, когда обучающийся участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с профконсультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

Основные направления деятельности профконсультанта

В общеобразовательном учреждении: планово-организационное; профориентационная диагностика; профориентационное консультирование; профориентационное информирование; практико-ориентированное; системное проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся, результативности работы общеобразовательной организации по профессиональной ориентации выпускников школ; повышение квалификации педагогических работников общеобразовательной организации по вопросам профориентации обучающихся.

В профессиональных образовательных организациях: планово-организационное; профориентационная диагностика; профориентационное консультирование;

  • профориентационное информирование; практико-ориентированное; профессиональное воспитание обучающихся; системное проведение мониторинга результативности работы профессиональной образовательной организации в сфере профессиональной ориентации; повышение квалификации педагогических работников профессиональной образовательной организации по вопросам профориентации обучающихся; разработка программно-методического обеспечения деятельности по профориентации обучающихся, информационно-агитационных материалов для профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций; привлечение обучающихся профессиональных образовательных организаций к проведению профориентационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций.
  • Виды деятельности профконсультанта

Информирование о рынке труда, рынке образовательных услуг, возможностях построения профессиональной карьеры через СМИ, интернет. Обновление раздела сайта образовательной организации по вопросам профориентации.

Организация и проведение:

  • профориентационных мероприятий для обучающихся (выставки, фестивали, конкурсы, олимпиады и др.);
  • мероприятий для родителей по формированию правильного профессионального выбора обучающихся;
  • конференций, семинаров, круглых столов, тематических консультаций, мастер- классов и других методических мероприятий для педагогов по вопросам организации профориентационной работы с обучающимися.

Работа по привлечению работодателей к профориентированию обучающихся в форме экскурсий, стажировок на предприятиях, встреч, круглых столов, профессиональных конкурсов и других мероприятий.

Осуществление мониторинга профессиональных предпочтений обучающихся, анализ результатов трудоустройства выпускников прошедшего учебного года и их профессиональной, производственной и социальной адаптации.

Индивидуальное и групповое тестирование и консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей).

Взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием, их подведомственными организациями, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности и другими субъектами профориентации.

Планирование и координация деятельности педагогического коллектива в области профориентации.

Организация и контроль деятельности профконсультанта

Профконсультант назначается приказом руководителя образовательной организации.

Непосредственное руководство и контроль за деятельностью профконсультанта возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Профконсультант осуществляет свою деятельность на основании плана профориентационной работы, утвержденного директором.

Профконсультант осуществляет свою деятельность совместно с педагогами, социальными педагогами, педагогами–психологами, педагогами дополнительного образования и другими субъектами профориентации.

Профконсультант ведет и заполняет следующую документацию:

  • план работы на год,
  • журнал индивидуальных и групповых консультаций,
  • информационно-аналитические справки и результаты проведенных диагностик и мониторингов.
  • Приложение №3 к приказу №427 от 22.06.2018 года

 

Положение о профессиональном самоопределении и психологической поддержке

Общие положения

Настоящее Положение регулирует особенности организации процесса профессионального самоопределения в школе и психологической поддержки соответствующего направления.

Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, Постановления об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ от 27.09.1996г. и других нормативно- правовых актов.

Содержание процесса профессионального самоопределения и психологической поддержки соответствующего направления.

Понятие профессионального самоопределения, его направления, цели и методы.

Профессиональное самоопределение — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями профессионального самоопределения являются:

  • профессиональная информация - ознакомление различных субъектов образовательного процесса с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями
  • их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональная консультация - оказание помощи различным субъектам образовательного процесса в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом их психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор - предоставление рекомендаций различным субъектам образовательного процесса о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической диагностики;
  • профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности различных субъектов образовательного процесса к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
  • профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профессиональное самоопределение осуществляется в целях:

  • обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессионального самоопределения:

  • информирование — индивидуальное, групповое (лекция, беседа), опосредованное (средствами стендовой информации);
  • психологическое и педагогическое консультирование;
  • психологическая и педагогическая диагностика;
  • различные педагогические методы.

Понятие психологической поддержки, ее направления, цели и методы.

Психологическая поддержка — система психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

  • психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
  • психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
  • психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психологическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется в целях:

  • психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
  • предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Основные методы психологической поддержки:

  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая диагностика;
  • психологический тренинг;
  • психологическая коррекция;
  • другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Компетенция в области профессионального самоопределения и психологической поддержки

Школа, учитывая условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

  • обеспечивает профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
  • проводит системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
  • формирует у учащихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
  • привлекает учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышает его роль в выборе профессии;
  • организует профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
  • организует дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
  • обеспечивает органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
  • используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Психологическая служба школы в соответствии с нормативными документами:

  • активно содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
  • создает психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
  • оказывает психологическую помощь педагогам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
  • внедряет достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Профессиональная деятельность в области профессионального самоопределения и психологической поддержки субъектов образовательного процесса

К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Гарантированный минимум психолого-профориентационных услуг

  • Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя:
  • предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;
  • проведение для учащихся школы групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
  • оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся школы.

Дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий и возможностей.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) регламентируются Уставом школы.

Школа:

  • отвечает за организацию процесса профессионального самоопределения;
  • организует методическое обеспечение реализации процесса профессионального самоопределения;
  • принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение мероприятий профессионального самоопределения;
  • направляет на курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации процесса профессионального самоопределения;
  • готовит аналитические отчеты о ходе и результатах осуществления процесса профессионального самоопределения;
  • осуществляет контроль реализации права граждан на профессиональное самоопределение в соответствии с ситуацией на региональном рынке труда, социальными запросами;
  • представляет отчеты по осуществлению процесса профессионального самоопределения.

Управление процессом профессионального самоопределения

Вопросы планирования, контроля, регулирования процесса профессионального самоопределения включаются в перечень должностных обязанностей заместителей директора по учебно-воспитательной работе, классного руководителя, учителя- предметника, педагога-психолога, социального педагога.

Управление процессом профессионального самоопределения регламентируется Уставом, правилами внутреннего распорядка школы, другими локальными актами.

Из числа администрации или педагогов назначается координатор процесса профессионального самоопределения.

Взаимодействие с другими образовательными учреждениями общего и профессионального образования, базовыми школами, ресурсными центрами, службами занятости населения в рамках организации процесса профессионального самоопределения оформляется договорами.

 

Приложение № 4 к приказу №427 от 22.06.2018 года

Положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся.

Общие положения

Настоящее Положение (далее – Положение) определяет цель, задачи, принципы, основные направления работы по профессиональной ориентации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №16», регулирует порядок ее проведения и показатели эффективности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» осуществляет профориентационную работу со всеми обучающимися школы.

При организации работы по профессиональной ориентации соблюдаются права и законные интересы обучающихся, обеспечиваются государственные гарантии, установленные Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральными государственными образовательными стандартами начального,основного общего и среднего общего образования, постановлением Минтруда России от 27.09.1996г. №1

«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», положением о Центре профориентации и настоящим Положением.

В настоящем Положении используются следующие понятия:

  • профессиональная ориентация – специально организованная научно- практическая деятельность общественных институтов, направленная на решение комплекса задач по оптимизацию процесса трудоустройства различных групп населения в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом;
  • профессиональное самоопределение - процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений и навыков (компетенций), качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста, что позволяет подготовить обучающегося к адаптации к рынкам образовательных услуг и труда в меняющихся социально-экономическим условиях;
  • организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях различного уровня и типа;
  • психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития;
  • профессиональное воспитание обучающихся общеобразовательной организации – развитие способностей, склонностей, трудолюбия, работоспособности обучающихся, формирование у них осознания необходимости трудовой деятельности, получения профессионального образования, специальных навыков в сфере профориентации;
  • профориентационное сопровождение выпускников - организация специальной помощи после выпуска обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, при поступлении их в профессиональные образовательные организации с целью дальнейшей учебно-профессиональной адаптации, формирования у них позитивного отношения к выбранной профессии и трудовой деятельности в современных условиях, профилактики асоциального поведения;
  • профконсультант - педагогический работник образовательной организации, обеспечивающий организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающимся за счет координации деятельности педагогических работников, представителей родительской общественности, работодателей; осуществляющий взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственными организациями, ответственных за профориентационную работу, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности.

Цели и задачи профориентационной работы

Целью профориентационной работы является формирование у обучающихся осознанного выбора профессии, профессиональной образовательной организации, иных форм профессиональной подготовки, а также содействие их трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.

Основные задачи по профориентационной работе:

  • обеспечение прав и социальных гарантий обучающихся в сфере профориентации;
  • создание условий для обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через систему работы педагогических
  • работников, сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями (законными представителями);
  • развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, компетенций, составляющими основу дальнейшего профессионального образования и ориентации в мире профессий, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • профессиональное воспитание, формирование культуры профессионального самоопределения обучающихся;
  • оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящихся в социально опасном положении.

Принципы профориентационной работы

Принцип гуманизации образования может рассматриваться как его ориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности, как средство ее социальной защиты и устойчивости.

Принцип комплексности, означающий интеграцию различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога.

Принцип непрерывности выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех этапах обучения. Реализуется путем целенаправленного формирования установки на самообразование и самосовершенствование через всю жизнь, которое развивается в неразрывном единстве с профессиональной деятельностью.

Принцип активности, предполагающий активную позицию обучающегося в реализации потребности саморазвития и самопознания, готовности непрерывно изменяться как личностно, так и профессионально, не требуя при этом изменения от других. Субъекты системы сопровождения при реализации данного принципа, с одной стороны, прививают умение обучающимся решать проблемы самостоятельно, с другой, создают условия для реализации способности к саморазвитию.

Принцип доступности и равных возможностей получения профориентационных услуг, профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства, независимо от возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения.

Основные направления деятельности профориентационной работы

Планово-организационное:

  • разработка профориентационной программы;
  • разработка плана работы по профориентации.
  • Профориентационная диагностика:
  • проведение профессиональной диагностики обучающихся;
  • обработка и анализ результатов диагностики.

Профориентационное консультирование:

  • проведение группового профконсультирования и карьерного консультирования для обучающихся;
  • проведение индивидуального профконсультирования для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • проведение консультирования для учителей по темам профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационное информирование:

  • проведение занятий по ознакомлению обучающихся с миром профессий, требованиями профессии к человеку, возможностями профессиональной карьеры, потребностями региона в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка труда, льготами и социальными гарантиями для обучающихся через разные формы: беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики; экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессионально образовательные организации и др.); ролевые и деловые игры; встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами;
  • проведение дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Практико-ориентированное:

  • обобщение и тиражирование положительного опыта профконсультанта через следующие мероприятия: выступления на научно - практических конференциях разного уровня, семинарах, круглых столах, участие в работе методических объединений, педсоветах;
  • участие обучающихся в конкурсах и научно-практических конференциях по вопросам профориентации на разных уровнях, в выставках, проектах, акциях профориентационного характера;
  • проведение профессиональных проб;
  • проведение мастер-классов;
  • проведение практик (социальных, производственных).

Системное проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся, результативности работы общеобразовательной организации по профессиональной ориентации выпускников школ.

Повышение квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся.

Критерии и показатели эффективности работы по профориентации обучающихся.

Планово-организационный:

  • наличие в образовательной организации профориентационной программы; - наличие в образовательной организации плана работы по профориентации.

Профориентационная диагностика:

  • количество обучающихся, прошедших профессиональную диагностику.

Профориентационное консультирование:

  • Количество обучающихся, прошедших профконсультирование и карьерное консультирование;
  • Количество родителей (законных представителей) обучающихся, прошедших профконсультирование;
  • количество учителей, прошедших консультирование по темам профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационное информирование:

  • количество проведенных занятий по ознакомлению обучающихся с миром профессий, требованиями профессии к человеку, возможностями профессиональной карьеры, потребностями региона в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка труда, льготами и социальными гарантиями для обучающихся через разные формы: беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики; экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессионально образовательные организации и др.); ролевые и деловые игры; встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами и другое;
  • количество проведенных дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Практико-ориентированный:

  • участие профконсультанта в обобщении и тиражировании положительного опыта через следующие мероприятия: выступления на научно-практических конференциях разного уровня, на семинарах, круглых столах, участие в работе методических объединений, педсоветах;
  • количество обучающихся, принявших участие в конкурсах и научно- практических конференциях разного уровня по вопросам профориентации, в выставках, проектах и акциях профориентационного характера;
  • количество проведенных профессиональных проб;
  • количество проведенных мастер-классов;
  • количество проведенных практик (социальных, производственных) и другое.

Организация работы по профориентации обучающихся

Работа по профориентации обучающихся осуществляется директором и сотрудниками, в должностных инструкциях которых указываются компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся:

  • директор – организационная, контролирующая функции, а также информирование управление образования об устройстве выпускников 9-х классов, составление отчетов и аналитических справок по запросу управления образования;
  • заместитель директора по воспитательной работе – организационная, контролирующая функции, обеспечение профориентационной направленности учебных и воспитательных программ, проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся и анализ его результатов, проведение мониторинга результативности работы общеобразовательной организации по профессиональной ориентации выпускников, повышение квалификации педагогических работников, разработка программно- методического обеспечения деятельности по профориентации обучающихся;
  • профконсультант – координация деятельности классных руководителей и других педагогических работников, представителей родительской общественности; осуществление взаимодействия со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственных организаций, ответственных за профориентационную работу, педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, центров занятости населения, работниками предприятий в сфере профориентации; организация проведения профориентационного консультирования, профориентационного информирования, организация проведения мониторинга профессионального самоопределения обучающихся;
  • классный руководитель – формирование культуры профессионального самоопределения обучающихся, профессиональное воспитание, оказание дополнительной профориентационной помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимся в социально опасном положении, обеспечение профориентационной направленности воспитательных программ, профессиональное просвещение обучающихся, работа по профориентации с родителями (законными представителями), проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся и результативности профориентационной работы;
  • учителя-предметники – обеспечение профориентационной направленности учебных программ, развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, профессиональное консультирование, профессиональное воспитание;
  • педагог-психолог – оказание индивидуальной психологической поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении, оказание дополнительной помощи в решении проблем профессионального самоопределения обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; профессиональное консультирование, организация проведения профессионального подбора по заявкам обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • социальный педагог – защита прав и социальных гарантий, обучающихся в сфере профориентации, оказание дополнительной индивидуальной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, организация индивидуально ориентированного профориентационного сопровождения выпускников;
  • библиотекарь – профессиональное просвещение и профессиональное консультирование обучающихся, участие в подготовке обучающихся к конкурсам в сфере профориентации, участие в методическом обеспечении деятельности по профориентации;
  • медицинский работник - профессиональное консультирование и помощь в подборе профессий/специальностей, отвечающих желаниям, интересам, способностям обучающегося по результатам проведения осмотра и освидетельствования всех систем организма.

Работа по профориентации обучающихся осуществляется на межведомственной основе во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическими работниками общеобразовательных и профессионально образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, со специалистами муниципальных органов управления образования, с работниками психолого- педагогических и медико-социальных центров, центров занятости населения, методистами центра профориентации , с работниками предприятий и организаций.

Работа по профессиональной ориентации обучающихся осуществляется:

  • методическими объединениями – обеспечение профориентационной направленности учебных и воспитательных программ, участие в повышении квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся, участие в разработке программно-методического обеспечения профориентационной работы;
  • проблемными группами (при необходимости) – аналитическая и научно- исследовательская работа в сфере профориентации обучающихся, разработка программно-методического обеспечения деятельности по профориентации;
  • родительскими комитетами – участие в профессиональном просвещении, профессиональном консультировании и профессиональном воспитании обучающихся;
  • органами детского самоуправления - участие в профессиональном просвещении, профессиональном воспитании обучающихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» разрабатывает и принимает положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся, план работы и иные локальные нормативные акты по данному направлению деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» разрабатывает программу профессиональной ориентации обучающихся по формированию готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями с учетом потребностей рынка труда. Программа должна определять методы и формы массовой, индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы).

Контроль за организацией работы по профориентации обучающихся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Содействие организации работы по профориентации обучающихся

Центр профориентации (далее – Центр) оказывает содействие осуществлению работы по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях.

Специалисты Центра проводят по вопросам профориентации обучающихся:

  • учебно-методическую работу (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, тематические консультации для профконсультантов, иных педагогических и руководящих работников);
  • организационно-методическую работу (проведение конкурсов, форумов, круглых столов).